Изменения в пдд с 1 марта

С 1 марта 2023 года вступили изменения в ПДД РФ о средствах индивидуальной мобильности, так называемые «СИМ»

Первые значительные изменения Правил дорожного движения за последние годы произошли осенью прошлого года по вышедшему Постановлению Правительства № 1769 от 6 октября 2022 года, где появился новый вид транспортного средства «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ).

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Средства индивидуальной мобильности.

Нужно выделить — это «транспортное средство», но не «механическое транспортное средство». То есть еще один новый вид транспортного средства.

Ключевые отличия от механических транспортных средств — это предназначение для индивидуального передвижения человека, второе — это требования ПДД (Обязанность регистрации, страхования, наличия права управления и другие). При решении своих вопросов обращайте внимание к каком типу транспортных относятся требования Правил.

А видов транспортных средств в ПДД не мало:

Автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, школьный автобус, электромобиль, а с 1 марта 2023 года еще и средство индивидуальной мобильности.

Чтобы не было путаницы внесено и пояснение в термин «Механическое транспортное средство»:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

В правилах есть как общие требования ко всем транспортных средствам, так и специальные к определенному виду транспортного средства, вводящие дополнительные преимущества или ограничения.

Правила дорожного движения для водителей средств индивидуальной мобильности

Взяв в прокат электросамокат с 1 марта 2023 года вы становитесь водителем со всеми его обязанностями и ответственностью. Правила дорожного движения теперь для вас это не какая то книжка для получения прав и сдачи экзамена, а документ, который вы обязаны знать и исполнять.

Согласно нового текста ПДД РФ к водителю, управляющему средством индивидуальной мобильности, на примере прокатных электросамокатов, распространяются новые требования.

Первоочередное, предназначенное место передвижения для вас — это «Велосипедная дорожка», «Велопешеходная дорожка» и «Велосипедная зона»

Внимание к термину «Пешеход»:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Первое — «ведущие». Транспортным средством можно управлять, а можно его вести. Управление — это непосредственно использование по назначению, ведение — это перемещение транспортного средства собственными силами.

При движении на электросамокате (и на другом СИМ) вы не являетесь пешеходом.

Второе — «использующие для передвижения самокаты». Если до 1 марта 2023 года это можно было использовать, как аргумент при движении на электросамокате, то теперь нет. Электросамокат — это средство индивидуальной мобильности. А передвижение на обычном самокате

Сигналы светофора

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов.

Сигналы регулировщика

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Автомагистраль

Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено.

Жилая зона

При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

Световые приборы

Должны быть включены:

  • В темное время суток — фары или фонари при наличии;
  • В светлое время суток — дневные ходовые огни.

Скорость движения

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Места для движения на средствах индивидуальной мобильности

Детям до 7 лет

Разрешается движение только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Только в сопровождении взрослых.

Из чего следует, что детям до 7 лет запрещено движение по:

  • велопешеходным дорожкам (на стороне движения велосипедов);
  • велосипедным дорожкам;
  • велосипедным зонам;
  • обочинам;
  • полосам для велосипедистов;
  • проезжей части.

Детям и подросткам от 7 до 14 лет

Разрешается движение только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Следовательно запрещается по:

  • велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов);
  • велосипедным зонам;
  • обочинам;
  • полосам для велосипедистов;
  • проезжей части.

Подросткам и взрослым старше 14 лет

Для взрослых водителей Правила дорожного движения устанавливают первоочередный участок улицы, где должно осуществляется движение, иные места для движения разрешается использовать только при отсутствии первоочередного.

Пункт 24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться:

  • по велосипедной,
  • велопешеходной дорожкам,
  • проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

Это первоочередной список — для движения можно использовать любой участок.

Допускается движение в пешеходной зоне — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;

Если такие элементы организации движения отсутствуют, допускается движение на СИМ:

по тротуару, пешеходной дорожке — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;

При отсутствии вышеперечисленных элементов или отсутствии возможности двигаться по ним — разрешается движение по обочине.

Допускается движение на средствах индивидуальной мобильности по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
  • средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

Это краткий обзор изменений Правил дорожного движения с 1 марта 2023 года на тему использования средств индивидуальной мобильности, минимум который необходимо знать и понимать, прежде чем взять в прокат электросамокат, или приобрести его в свое пользование.

Вступившие в силу с 1 марта самые важные изменения в ПДД. Что нужно знать

Масштабный пакет поправок в ПДД вступил в силу с 1 марта 2023 года, документ был разработан Минтрансом при участии ГИБДД. Часть норм уже применяется на дорогах России в порядке экспериментов, некоторые нововведения вносят в уже действующие правила технические уточнения. При этом о многих изменениях водители еще не слышали. Разбираемся, что важно знать.

Уточнены правила проезда перекрестков с круговым движением

До вступления изменений в силу любой водитель, въезжавший на перекресток, обозначенный знаком «Круговое движение», должен был уступить дорогу тому, кто двигался по кругу. Вне зависимости от того, какие знаки были установлены перед въездом на перекресток. Теперь сделано уточнение: правило применяется, если въезд на перекресток осуществляется не с главной дороги.

Как уточнила в беседе с Autonews.ru юрист Катерина Соловьева, при предыдущей редакции правил водитель, въезжая на «чистый» перекресток, обозначенный одним только знаком 4.3 «Круговое движение» (белые круговые стрелки на синем фоне), имел преимущество относительно въезда на этот круг других водителей, движение которых также не регулировалось какими-либо дополнительными знаками.

«В ГИБДД считали, что это правило действует только при отсутствии правила приоритета. То есть если появлялся знак «Главная дорога», то водитель ехал, а круг стоял. Поскольку это порождало спорные ситуации, было решено внести уточнения. И изменение такое: если человек едет по главной дороге, у него есть приоритет», — сказала Соловьева.

Изменения в разметке

Также изменения заработают относительно дорожных знаков, разметки, направляющих островков и островков безопасности. Так, введен запрет остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности. До вступления в силу изменений неточные формулировки приводили к тому, что ситуации с проездом по островкам могли подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты ошибочно полагали, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться. Например, когда заблудился в пути.

Теперь в ПДД в дополнение к понятию «островок безопасности» появится «островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков. За заезд на такие островки водителей будут штрафовать на 500 руб. согласно ч. 1 ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». В Москве и Санкт-Петербурге заезд или остановка на островок будет стоить уже 2,5 тыс. руб. согласно ч. 5. ст. 12.19 КоАП.

Но эти изменения формальные и технические: Госавтоинспекция по просьбе Autonews.ru уже не раз объясняла: штраф за парковку на островке — 500 руб. Дополнения были приняты, чтобы определить, по какой статье КоАП водителей за это штрафовать.

При этом заезжать и останавливаться на таких островках по-прежнему будет допустимо в случае вынужденной остановки или крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу, например, после ДТП.

Новые знаки и разметка

Еще одно нововведение касается дорожных знаков . Так, временными дорожными знаками теперь будут считаться не только знаки на желтом фоне, но и установленные просто на переносных опорах. При этом не только желтые, но и белые. Теперь автомобилистам следует быть на дорогах еще внимательнее, так как дорожные камеры стали все чаще настраивать на временные ограничения скорости — например, во время ремонта. К примеру, в Москве такая фиксация идет на МКАД, где на некоторых участках вместо 100 км/ч можно ехать не быстрее 60 км/ч.

В изменениях утверждены дорожные знаки, которые обозначают зарядку для электромобилей.

Также заработал знак, запрещающий движение автобусов. Новый знак не запрещает движение автобусов, следующих по маршрутам общественного транспорта, и школьных автобусов.

На знак платной парковки добавили изображение монет.

На знаке, обозначающем парковки для инвалидов, рядом с буквой «P» появится стилизованное изображение инвалида-колясочника. Таким образом, вместо двух знаков можно будет использовать один. Применение таких знаков уже протестировали в ходе эксперимента, который с 2017 года шел в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владимире, Краснодаре и Воронеже.

Зоны платной и бесплатной парковки станут разделять синими и белыми линиями. Зоны платной стоянки будут официально обозначать синими линиями, а бесплатной — белыми. Предполагается, что так водителям будет проще принимать решение о месте стоянки. Такая разметка давно работает в ряде европейских стран. Правда, скорее всего, без дублирующих дорожных знаков рядом не обойтись: разглядеть зимой, какого цвета на дороге разметка и есть ли она вообще, не так легко. Штраф в Москве за неоплату платной парковки составляет 5 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 3 тыс. руб., в остальных городах России наказание варьируется в зависимости от норм местных КоАП — в среднем это 500–1500 руб.

Изменение времени действия знаков, запрещающих стоянку/остановку

Изменения в ПДД корректируют время действия знаков 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» и 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца». До изменений парковаться под ними можно было с 19 до 21 часа. Теперь это время изменили на отрезок с 21 до 24 часов.

Новая секция на светофоре

Формальным изменением станет появление в ПДД упоминания о новой световой секции для светофоров в виде стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета , расположенной справа под светофором. Такая секция информирует водителей о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Следовательно, поворачивать можно только после того, как водитель всех пропустит. Такие светофоры уже можно встретить в Москве, Московской области и в других городах России — до того, как они появились в ПДД, их ставили в качестве эксперимента.

Согласно новым ПДД, если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе.

Парковаться можно будет даже при знаках запрета стоянки и остановки

Еще одно нововведение, связанное с организацией и прочтением дорожных знаков, касается соседства знаков 6.4. «Парковка» или 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и запрещающих стоянку/остановку знаков 3.27–3.30. Согласно тексту ПДД, если знак, разрешающий парковку, установили в зоне действия запрещающих знаков, стоянка там все-таки разрешена. Например, по такой логике водитель может спокойно заехать в парковочный карман, обозначенный соответствующим знаком, даже если до него стоит запрещающий знак. Однако такая ситуация до сих пор связана с разночтениями, путаницей, ошибочными штрафами и эвакуацией. Поэтому парковаться в зоне такого соседства пока еще небезопасно.

Особый статус для электросамокатов и прочих устройств

Особый статус получили электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства: теперь они называются «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Так, под определение СИМ подпадают транспортные средства, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенных для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).

В ПДД установлено следующее:

максимальная скорость передвижения СИМ — не более 25 км/ч; электротранспорт, на котором можно ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не может быть тяжелее 35 кг. При этом разработчики ушли от градации по мощности мотора при отнесении такого вида устройств к СИМ; у пешеходов будет приоритет; движение таких СИМ регулируют специальными дорожными знаками.

Как отметили во время пресс-конференции 27 марта начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, наличие у устройства мотора мощностью более 250 Вт не относит его автоматически к мопедам.

«Не работает эта простая формула, согласно которой если двигатель мощнее 250 Вт, то такое средство «автоматом» становится мопедом. Это не так. Мопед — это объект технического регулирования. Если СИМ в результате проверки отнесут к мопеду с помощью экспертиз — только в таком случае он и будет считаться мопедом. Потому как очертить рамки трудно», — сказал Митрошин.

Как дополнил Митрошин, уже сейчас у ГИБДД есть набор инструментов для измерения скорости и массы СИМ. «Если что-то произойдет и уже проходит административное или уголовное расследование, к расследованию подключат экспертизы, привлекут свидетелей. Все возможности для замеров есть. Но никто не будет гоняться по тротуарам за СИМ с радарами. Правила пишут для законопослушных людей. Если об этом речи не идет, то будут применяться другие инструменты», — сказал представитель ГИБДД.

При этом, как отметил представитель ГИБДД, пользователей средств индивидуальной мобильности могут освидетельствовать на состояние алкогольного и других видов опьянения .

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий